Куртки пилотов, также известные как «бомберы», прошли длинный путь от тяжелых объемных изделий из дубленой кожи до укороченных легких версий, выполненных из современных материалов и оснащенных манжетой на уровне талии. За всю свою продолжительную историю, эти куртки стали неотъемлемой частью мужского гардероба и, по мнению многих, являются идеальным выбором для демисезона.
К слову, как обладатель нескольких таких курток, хочу сказать, что не встречал более удобной одежды для межсезонья и зимы, если большую часть времени вы проводите в автомобиле.
Советский летчик-ас Александр Покрышкин в полном кожаном американском обмундировании, 1944 год.
Во время Первой мировой войны кабины самолетов были открытыми, не были оснащены фонарями и системами обогрева, из-за чего летчики иногда попадали в условия с температурой до минус 50 градусов. Поскольку технологии того времени не позволяли решить проблему путем модификации конструкции самолета, военные управления Европы и США приняли решение: «если невозможно сделать самолет теплее – нужно согревать пилота». Так началась активная разработка униформы для летчиков.
Лесли Лерой Ирвин (1895-1966), изобретатель классической куртки - «бомбера»
Cockpit Irvin Flight Jacket. В 1926 году британец Лесли Ирвин создал куртку, которая и получила свое название от его имени. Эта модель стала первой массовой курткой для военной авиации Великобритании. Изготавливалась она из толстой дубленой кожи, а подкладка была из стриженой овечьей шерсти. Куртка имела отложной воротник, молнии на манжетах и регулируемый ремень на талии.
Южноафриканские летчики в Cockpit Irvin Flight Jacket, Северная Африка, апрель 1942 г. Бомбер был полезным в условиях Африки с ее резкими колебаниями температуры
A-2 Flight Jacket. Американская армия всегда стремилась быть неповторимой во всем. В связи с этим для летчиков были разработаны объемные куртки с толстой подкладкой (модели B-3, B-6 и ANJ-4). Однако с появлением самолетов с теплыми кабинами потребность в сильно утепленной одежде отпала, и в 1931 году в летные части ВВС США была введена куртка модели A-2. Она изготавливалась из прочной конской кожи и не имела меховой подкладки. Также вместо ремня в этих моделях уже применялась широкая трикотажная манжета.
Экипаж американского военного самолета в бомберах A-2 Flight Jacket
Фронтовое "художество" на куртках бомберах, 401-я бомбардировочная группа ВВС США, 1945 г.
Помимо рекорда по количеству брутальных изображений на униформе вооруженных сил США во время Второй мировой войны, куртки модели A-2 также стали первыми, где использовался так называемый Blood Chit. Это большие нашивки на нескольких местных языках или диалектах с информацией о том, что владелец куртки - летчик ВВС США, и если помочь ему добраться до американского или другого дружественного лагеря, будет выплачена награда. Такие нашивки были введены в силу необходимости, так как азиаты не различали европейцев и американцев, а пилоты не знали местных языков. Чтобы, например, китайцы не приняли американца за немца и не застрелили его, на внутреннюю сторону куртки стали нашивать Blood Chit.
Blood Chit на китайском: доставивший пилота союзникам будет вознагражден
В-15 Flight Jacket. Опыт Второй мировой войны способствовал стремительному развитию авиастроения. Самолеты становились быстрее и летали все выше, а в их кабины устанавливалось все более сложное оборудование. Вследствие этого, даже в не самой тяжелой куртке из кожи пилоту было очень неудобно. От комфорта при управлении дорогостоящим самолетом зависит не только жизнь пилота, но и сохранность техники. И военные решили разработать новую, более удобную одежду. Так в конце 40-х годов в армию поступает «бомбер» модели B-15. Он оказался настолько прорывным, что прослужил ВВС США до конца 60-х годов, а его фасон и элементы кроя стали не только эталоном летных курток, но и были использованы в униформе других родов войск.
Куртка В-15 Flight Jacket
Бомбер B-15 стала первой одеждой, в которой использовался нейлон (см. статью об истории нейлона). Кроме того, рукав куртки впервые был оснащен так называемым "сервисным карманом". Этот карман, без которого сегодня нельзя представить ни одну военную куртку, изначально предназначался для хранения различных мелочей, необходимых пилотам на задании. В нем были специальные отделения для ручек или карандашей, используемых при прокладке маршрута. Однако, кроме официального названия "сервисный", он также имел прозвище, пилоты называли его – "сигаретный". Ведь большинство пилотов курили, а в этот карман на молнии легко помещались пачка сигарет, зажигалка, ручка и ключи. Возможно, единственное устаревшее в этом элементе одежды – это отсеки для карандашей, поскольку современные военные пилоты практически не пользуются письменными предметами.
Мэрилин Монро в куртке B-15
МА-1 Flight Jacket. Этот "бомбер" в 1963 году окончательно вытеснил из ВВС куртки модели B-15, и именно эта куртка в дальнейшем стала настоящей "классикой" для поклонников стиля милитари. Новые "бомберы" отличались от всех предыдущих моделей и разработок одной небольшой, но ключевой деталью, благодаря которой силуэт таких курток стал узнаваемым и получил распространение среди многих мировых субкультур. Создатели MA-1 заменили классический меховой воротник на трикотажный вязанный манжет для более удобного движения головы пилота, когда она находится в гермошлеме. Кроме того, обратную сторону куртки сделали ярко-оранжевой для того, чтобы пилота, потерпевшего крушение, можно было легко заметить с поискового вертолета. Чтобы местные жители не причинили вреда пилоту, на подкладку также пришивался Blood Chit.
МА-1 Flight Jacket
Интересно, что именно с этими куртками началось распространение "бомберов" на рынке гражданской одежды, и за это стоит отдать должное американским военным, вернувшимся вьетнамской войны. После демобилизации, на "гражданке", многие из них испытывали трудности с адаптацией к мирной жизни, и даже обычная гражданская одежда была им неудобна. Ветераны стали покупать привычную им одежду в местных военторгах, и вот "бомберы" МА-1 появились на улицах, быстро став популярными среди представителей молодежных агрессивных движений. Им нравились прочность, легкость и уже упоминавшееся отсутствие воротника, за который можно схватиться в драке. На волне этой популярности, начали появляться компании, производящие реплики военной униформы. Наиболее ярким примером была компания Buzz Rickson. Именно с ней связан интересный случай. Главная героиня романа "Распознавание образов" американского фантаста Уильяма Гибсона носит черный "бомбер" модели МА-1. Из-за большой популярности книги, Buzz Rickson была засыпана заказами на черные "бомберы", однако куртки в черном цвете никогда не выпускались для ВВС США, и фирма-производитель реплик не предлагала их в своей линейке. Создание модели, отличающейся от армейской, могло повредить имидж компании, но руководство сумело найти выход из ситуации, связавшись с автором и создав специальную про-модель черных МА-1 Уильяма Гибсона.
Оранжевая подкладка и Blood Chit на вьетнамском языке
CWU 45/P Flight Jacket. Данная модель летных курток была принята на вооружение ВВС США в 1980-е годы. Она стала прямым продолжением МА-1 Flight Jacket и изначально использовалась как утепленный вариант "бомбера". Помимо небольших различий, таких как наличие воротника и отсутствие оранжевой подкладки, существует одна особенность, которая радикально отличает эту модель от всех предыдущих разработок. Речь идет о том, что куртка изготовлена из уникального материала под названием Nomex. Этот материал обладает не только высокой прочностью и легкостью, но также и отличными показателями огнестойкости, что, несомненно, является весьма полезным свойством для военного пилота.
CWU 45/P Flight Jacket
К слову, "бомберы" из материала Nomex производятся исключительно для Военно-воздушных сил США. Те же куртки, которые предлагаются на рынке гражданской одежды, хоть и изготавливаются той же компанией, что и военные варианты, используют нейлон вместо Nomex. Чтобы приобрести оригинальную CWU 45/P Flight Jacket, придется потратить временя на онлайн-аукционе eBay и заплатить довольно крупную сумму денег.
Экс-президент США Барак Обама в авиационной куртке А-2
Как и в случае с кардиганами, бушлатами и военными брюками, куртки военных пилотов, возникшие в армейской среде, со временем претерпевали разнообразные изменения, однако всегда сохраняли свою роль ведущего тренда в мужском гардеробе. Но каким образом необычные на вид "бомберы" превратились из элемента одежды военных летчиков, ветеранов вьетнамской войны и молодежных группировок в своеобразный культурный символ? Все объясняется действиями военных подрядчиков. В 1990-е годы крупные производители военной формы, такие как Alpha Industries и Schott, столкнулись с серьезными трудностями. Причиной стало завершение холодной войны, что привело к сокращению военных расходов и прекращению программы, согласно которой наиболее выгодные и крупные государственные заказы отводились исключительно американским производителям.
Стиляга Ник Вустер в «бомбере» B-15
Таким образом, компаниям, каждая из которых производила не менее 550 тысяч "бомберов" ежегодно, пришлось переключить большую часть своих мощностей на разработку гражданского рынка. У них не возникло проблем с этим, поскольку хорошие армейские рекомендации и разнообразные голливудские фильмы, такие как "Топ Ган" с Томом Крузом, "Сломанная стрела" с Джоном Траволтой и, конечно, "Рембо: первая кровь" с Сильвестром Сталлоне, сделали всю работу за производителей одежды. В результате большинство предприятий, которые ранее изготавливали одежду исключительно для армейских нужд, теперь стали известными во всем мире, хотя и продолжают выполнять государственные заказы.
Звезды мирового кино и общественные деятели любят надеть винтажные куртки летчиков-бомбардировщиков. Однако, если заглянуть поглубже, можно заметить, что причиной нашего влечения к одежде, идея которой зародилась в военное время, является наверное наше стремление к приключениям, героизму и простоте армейской жизни, тому, чего нам не хватает в обыденной городской суете.
ВАРИАНТЫ ДОСТАВКИ | РЕГИОНЫ ДОСТАВКИ | ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕРКИ | СРОКИ |
ДОПОЛНТЕЛЬНЫЕ БОНУСЫ |
ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ |
|
САМОВЫВОЗ (в магазине на ул. Онежская, 4А) |
г. Екатеринбург | ДА | в день заказа | - | бесплатно | |
КУРЬЕРОМ (доставка лично в руки) |
г. Екатеринбург | ДА | 1 - 2 дня | - | бесплатно* | |
Транспортная компания "СДЭК" (получение в пункте выдачи компании СДЭК либо доставка товара курьером до вашего адреса) |
395 городов России, Казахстана и стран СНГ | ДА | 2 - 11 рабочих дней | доп скидка на товар в размере 4-5%** | 900 - 1300 руб. | |
Почта России и EMS-экспресс (получение на почте либо доставка до вашего адреса) |
Все города России, Казахстана и стран СНГ | НЕТ | 4 - 15 рабочих дней | вы экономите на наложенном платеже 2% | 800 - 1300 руб. |